Согласно подавляющему большинству пунктов Правил дорожного движения (ПДД), водители мотоциклов должны действовать так же, как и водители других транспортных средств. Однако в ряде пунктов ПДД есть отличия. Прежде всего, мотоциклы в п. 1.1 выделены в отдельную категорию. В последней редакции Правил (действующей с 1994 г.) к мотоциклам отнесли и четырехколесные механические транспортные средства массой в снаряженном состоянии до 400 кг. До этого мотоциклами считались только двух- и трехколесные. Изменение позволило легализовать четырехколесные мотоциклы, сертифицированные для езды по дорогам общего пользования. Поскольку все зарубежные четырехколесные мотоциклы такого права не имеют, то это исключение предназначено для российских моделей «ЗДК-4ШП», «Рысь» и украинского «ЗиМ-350».
В указанном пункте, если его внимательно читать, ограничение по массе касается только трех- и четырехколесных мотоциклов. И это правильно, ведь в мире существует несколько распространенных двухколесных моделей, масса которых превышает установленный лимит (например, Хонда Gold Wing).
По умолчанию в категорию «мотоцикл» попадают скутеры с рабочим объемом двигателя выше 50 см3 , а также любое средство рабочим объемом до 50 см3 с максимальной конструктивной скоростью выше 50 км/ч. Все, что едет медленнее и меньше по рабочему объему, относится к мопедам. Кстати, раньше скоростной границей между видами транспортных средств были 40 км/ч.
Управлять мотоциклом, как и мопедом, разрешается с 16 лет, после получения водительского удостоверения категории «А». В отечественных ПДД нет ограничений на управление разными категориями мотоциклов в зависимости от стажа и возраста водителя, а также рабочего объема и мощности двигателя.
В п. 1.1 также оговорено, что водитель, ведущий мотоцикл или мопед, приравнивается в своих правах к пешеходу. Это очень важное положение, помогающее «отбиться» от штрафа во многих случаях: при парковке на тротуаре, движении под запрещающий знак, по пешеходному переходу или через железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме... Однако, в отличие от настоящих пешеходов, вне населенных пунктов «мотопешеход» обязан двигаться только по направлению движения транспортного потока (п. 4.1).
В п. 2.1.2 оговаривается обязательное использование водителем и пассажиром мотоцикла шлемов. При этом шлем должен быть мотоциклетным (а не строительным, велосипедным, для танкистов или летчиков) и должен быть застегнут. Соответствие каким-либо стандартам, срок годности, состояние и внешний вид шлемов не оговариваются.
Максимальная скорость мотоциклов ограничена 90 км/ч на всех дорогах (п. 10.3), в том числе на автомагистралях, где машинам можно «официально» разгоняться до 110 км/ч. Это не так уж плохо, если вспомнить времена, когда мотоциклистов дискриминировали, урезав им максимальную скорость до 70 км/ч. Зато мотоциклисты имеют узаконенное преимущество при парковке: мотоциклы (одиночки) можно ставить в два ряда (п. 12.2). Мотоциклисты также должны подчиняться требованию знаков 7.6.1–7.6.9. «Способ постановки транспортного средства на стоянку».
С момента выхода последней редакции ПДД в России на мотоциклах и мопедах в светлое время суток требуется включать ближний свет фар (п. 19.5). По данному пункту нет никаких скидок в отношении старых мотоциклов с электрооборудованием на 6 В и маломощными генераторами. Также нет исключений и для трех- и четырехколесных мотоциклов, хотя, казалось бы, они по габаритам мало уступают легковым автомобилям и хорошо заметны на дороге.
Пункт 20.4 запрещает буксировку мотоциклами без бокового прицепа, а также буксировку таких мотоциклов. Требование понятно; о том, что может произойти при его нарушении, подробно рассказано в гл. 7. Возрастной ценз обучающихся езде на мотоцикле установлен в 14 лет (п. 21.4), а управлять мотоциклом, как и мопедом, можно с 16 лет (24.1). Несколько особенностей и в разделе, касающемся перевозки пассажиров (п. 22.8). Их запрещается возить вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения (например, на топливном баке или в кузове грузового мотороллера). На заднем сиденье нельзя перевозить детей до 12-летнего возраста, а вот на сиденье коляски можно, ограничений по возрасту (и по количеству) нет. Лишь бы все были в застегнутых шлемах. Правда, найти шлемы для детей непросто...
Для мотоциклистов есть особый знак 3.5. «Движение мотоциклов запрещено». А вот мопедам здесь ехать можно, если нет дополнительно знака 3.9. «Движение на велосипедах запрещено».
Несколько слов о «дискриминации» водителей мопедов (а значит, и скутеров-«полтинников», попадающих в эту правовую нишу). Им запрещено выезжать на автомагистрали, а там, где ехать разрешено, надо двигаться только в один ряд и по крайней правой полосе или обочине (п. 24.2). Пункт 24.3 запрещает снимать руку с руля (обе — тем более), перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье с подножками. Если рядом проходит велосипедная дорожка (о чем информирует знак 4.5. «Велосипедная дорожка»), водитель мопеда обязан ехать только по ней. Но самое главное ограничение — нельзя разворачиваться и поворачивать налево на дорогах, имеющих больше одной полосы в каждом направлении, или с трамвайными путями посередине.
Еще особенности управления мопедом — нельзя буксировать велосипедистов или принимать подобную помощь от них (п. 24.3), при пересечении велодорожки с проезжей частью всегда уступать путь (п. 24.4).